Sunday 12 October 2014

Независимость по-эльзасски






Вслед за Шотландией и Каталонией независимости хочет и французский регион Эльзас. Несмотря на то, что ситуация и условия тут совсем другие, проблема все же интересна.

Перевод с французского: "Оборона Эльзаса - это сейчас! Нет слиянию!"

Во Франции был принят закон о территориальной реформе регионов. Франция - по определению государство централизованное, но по факту очень децентрализованное. Есть государство, внутри которого есть регионы, внутри которых есть департаменты, а потом коммуны (= города). У каждого из субъекта есть свои органы управления и между которыми разделены компетенции. Несмотря на то, что у субъектов нет такого уровня автономности и независимости, как в федерации, разобраться в том, кому какая компетенции принадлежит во Франции трудно. Реформа нужна хотя бы для того, чтобы разрешить эти и другие спорные вопросы.

Закон о реформе был одобрен еще в 2010 году, а теперь пришла пора “рисовать” новую карту Франции. Тут и начались проблемы.

На данный момент карта Франции выглядит так (22 региона):

 http://www.motoservices.com/concessionnaires/france-region.gif            

Предположительно, к 2017 году Франция будет выглядеть так (13 регионов):


 http://cache.20minutes.fr/illustrations/2014/04/15/redecoupage-regions-prevu-manuel-valls-selon-challenges-avril-2014-1561177-616x380.jpg            


Возвращаясь к Эльзасу, который хотят объединить с Лотарингией и Шампань Арден.
Эльзас - пограничный регион с особым историческим контекстом. Эта земля несколько раз переходила от немцев к французам  и, наоборот. Здесь есть свой язык, который несмотря на неминуемое исчезновение, тут всеми силами пытаются сохранить. Тут свое отличное от всей Франции право, подаренное Эльзасу и Мозеллю Наполеоном Бонапартом и с тех пор никем не отмененное.

 В общем, Эльзас другой. Эльзас категорически против такой реформы и ни с кем объединяться не хочет.

На этих выходных, в Страсбурге (столице Эльзаса) прошла манифестация против реформы, а точнее даже просто за “единый Эльзас”.

Бастовать пришли и приехали несколько тысяч человек. Если бы не Эльзасские флаги-гербы повсюду, можно и не узнать в этом действии манифестацию. Это скорее похоже на праздник. Стоит сцена, на которой играют местные артисты, поющие на эльзасском. Стоят ларьки с бретцелями и пивом. Приехали даже фермеры с тракторами и со своей фирменной эльзасской продукцией.

Люди самовыражаются кто как может. У кого-то эльзасский герб, у кого-то значки “не трогай мой Эльзас”, футболки “Elsass frei”, а кто-то пришел в эльзасском наряде.


Так как я шла совсем в другое место и вообще просто мимом проходила, хороших фотографий сделать не получилось. На обратном пути застала конец манифестации и увидев, идущую навстречу ко мне агитатора, не могла не задать ей пару вопросов.

Я прекрасно понимаю культурную составляющую такого протеста - на самом деле, с объединением Эльзас потеряет часть своей идентичности и аутентичности. Региональных культур в мире уже почти не осталось, и то, что есть все же хочется сохранить.

Чего я не понимаю, так это - чего Эльзас может потерять в экономическом плане от этой реформы? Женщина, которая оказалось членом эльзасской партии “Unserland” (Наша земля) дала мне вполне логичный ответ на мой вопрос.
Потеряет Эльзас - возможность сотрудничать с пограничной Германии. С объединением регион вынужден будет иметь дело с западной Францией (не очень-то богатой) и отказаться от проектов с очень благополучным немецким регионом Баден-Вюртемберг и кстати с Швейцарией.

Elsassisch isch bombisch - с эльзасского переводится примерно, как "Эльзас - просто бомба"

Получится ли у Эльзаса отстоять свою независимоcть и особый статус узнаем позже. Лично мне трудно занять ту или иную позицию в этой проблеме, потому что у каждой из сторон есть понятные и годные аргументы.

Я, в целом, довольна тем, как обстоят дела в Эльзасе и какие решения принимает местное управление. При сравнении с другими регионами вижу разницу в пользу Эльзаса. Что изменится с объединением и в какую сторону, пока непонятно.





1 comment:

  1. И по факту тоже ультрацентрализованное государство. История Франции, это история про то, как Франсия (ну, или Иль-де-Франс, или королевский домен) подчиняла своей власти земли ближней и дальней округи. Но этносы не искоренялись, по крайней мере так целенаправленно, как это началось при якобинской диктатуре и достигло своего пика во времена третьей республики. Множество этносов, составляющих сегодня "французскую нацию" (которая прежде была нацией именно в политическом плане) просто исчезло, по принципу "нет языка, нет народа". Кто сегодня говорит на арпитане кроме отдалённых савойских деревень, многие ли из тех, кто стали "французами" помнят о своей этнической идентичности? В Бургундии это почти не присутствует, во Франш-Конте лишь небольшой процент, в Савойе всячески стараются искоренить всякие мысли о том, что можно быть франкоязычным и не быть французом при этом (ну, как валлоны, швейцарцы, отчасти монегаски). На этом фоне ярко выделяются народы, ревностно отстаивающие свою идентичность, как эльзасцы, бретонцы, каталонцы, баски, корсиканцы. Потому вполне понятно сопротивление эльзасцев быть растворёнными в "ААрШЛоре", как и стремление бретноцев соединиться с территорией Бретани с бывшей столицей, волею республиканских лидеров вошедшую в соседний регион. В очередной раз Париж наплевал на эти чаяния. Не знаю как в Бретани (там споры об объединении не вчера начались), но Эльзас так просто не успокоится.

    ReplyDelete