Страсбург - город велосипедистов. Он был признан самым велосипедным городом Франции.
На самом деле здесь очень хорошо развита велосипедная инфраструктура. Велодорожки есть практически везде в городе, а также за городом - до самой маленькой и отдаленной деревушки можно добраться на велосипеде по велодороге.
Приехав в Страсбург, я тоже заразизалась велосипедом и вот уже 3-й год передвигаюсь по городу исключительно на велосипеде в любую погоду и время года.
Сегодня я хочу рассказать про ассоциацию велосипедистов, существующую в Страсбурге с 1996 года.
Vélostation - это такое в некотором роде уникальное место в Страсбурге - велосипедная мастерская, куда можно прийти и починить свой велик под руководством волонтеров.
Уникальное оно, во-первых, своей идеей и философией: “Мы чиним велосипеды не для наших членов, а ВМЕСТЕ с ними”, а также своей целью: “Умение заботиться о своем велосипеде и благодаря уходу за ним продлевать ему жизнь”.
Ассоциация собирает старые раздолбанные велики и разбирает их на детали, некоторые из которых потом могут использоваться для починки другого велосипеда.
В ателье имеются любые детали старых велосипедов: от рам, колес, шин, цепей, тормозов до винтиков любого размера. На все эти детали есть прейскурант символических цен типа: 1 евро за "ножку", 10 центов за какой-нибудь винт, 4 евро за шину и т.д.
Также в ассоциации постоянно проводятся мастер-классы, посвященные монтажу и демонтажу велосипеда, установке тормозов, лампочек и прочему.
Программа и темы следующих мастер-классов |
Чтобы получить доступ к этим деталям, а также к помощи волонтеров, нужно оплатить вступительный взнос за членство (27 евро в год, для студентов - 17 евро).
Я нашла эту ассоциацию в 2012 году и с тех пор хожу туда, потому что это дешево и интересно.
Здесь своя особая атмосфера. Сюда приходят провести вечер в выходной любители велосипеда. Велосипедисты с более серьезной формой чудаковатости записываются в волонтеры и помогают новичкам (типа меня) с ремонтом, пошагово объясняют, как и что выполняется, при этом оставляя возможность сделать все самому.
Вчерашним субботним вечером народу было много. Я пришла сразу с несколькими проблемами и в итоге провела там больше 3 часов. Никто никуда не торопится, и люди явно приходят не просто с целью починить и уехать, а чтобы между делом наболтаться, покопаться в куче старых деталей, инструментов.
Вот один папа взял с собой в мастерскую своего сына, одетого в такой же, как у него, бордовый свитер. В итоге ребенок весь вечер провел в мастерской, ползая под велосипедами, путаясь под ногами и пытаясь накачать колесо насосом с него ростом.
Другой мальчик занимался тем, что собирал себе новый велосипед - с нуля. Нашел или купил раму, а дальше сам подбирал и устанавливал все детали, подпиливал их до нужного размера, подбирал по цвету.
Собирает свой велосипед с красной рамой парень справа |
А у меня задняя закрылка попортила шину, в результате чего проткнулась камера. Сначала я вместе с волонтерами подобрала себе новую (подержанную) шину, а потом волонтеры предложили мне заклеить дырку в шине специальным пластырем.
Камеру на новую я уже меняла, а вот заплатку делала впервые, поэтому по каждому этапу бегала за помощью с вопросами.
Сначала нашли дырку (тазик с водой, опускаем камеру и ищем, где пузырики), пометили место дырки, теперь камеру высушиваем. Дальше наждачком трем место с дыркой, чтобы поверхность была максимально ровной и гладкой. Наносим клей, ждем, когда он полувысохнет. Наносим закладку, усиленно ее прижимаем и разглаживаем. Дальше надуваем шину и проверяем, насколько хорошо заплатка легла.
Все, камера готова, и ее можно вставлять обратно в новую (старую) шину и ставить колесо на место.
Кто сейчас ставит заплатки на камерах вместо того, чтобы купить новую камеру? И кто заменяет шину на подержанную? И где же все-таки этот консьюмеризм, которым нас пугают? Разве в Европе?
Послесловие
Очень интересно наблюдать за велосипедистами в разных странах. Велосипедисты во Франции отличаются от велосипедистов в Германии, а те от нидерландских. В России велосипедисты очень резко отличаются от европейских. В России у всех велосипедистов обязательно есть дорогие, а если и не дорогие, то просто новые красивые велосипеды.
Во Франции и в Нидерландах все ездят на старых-старых, в Германии чуть поновее, но тоже предельно простых и недорогих. На самом деле это еще и потому, что новые и дорогие велосипеды крадут с большей охотой, чем старые. А может, потому, что нет нужды в выпендреже и показухе. Почему так происходит - другой вопрос, заслуживающий отдельного рассказа.
P.S. Пока я искала в интернете год основания Vélostation, обнаружила, что в Страсбурге есть еще одна подобная ассоциация - Bretz'selle (bretzel - эльзасская булка-крендель, selle - седло).
P.S. Пока я искала в интернете год основания Vélostation, обнаружила, что в Страсбурге есть еще одна подобная ассоциация - Bretz'selle (bretzel - эльзасская булка-крендель, selle - седло).
No comments:
Post a Comment