Saturday 18 October 2014

История о том, чего мне стоил Эрасмус в Нидерландах. Часть 2. Французская

С французской частью все несколько сложнее и запутаннее. Несмотря на то, что я попыталась максильно упростить детали, рассказ получился ооочень длинным и техничным. 



http://www.migrationobservatory.ox.ac.uk/sites/files/migobs/imagecache/image_main/image/dance-steps-small.jpg



Глава 1. Поиски жилья и получение статуса студента

Проблемы начались с того момента, как я начала искать жилье в Страсбурге.
Кроме того, что у меня нет требуемого французами гаранта (= человека который мог бы поручиться за меня в случае неуплаты арендной платы), у меня нету французского ВНЖ, без которого большинство агентств сразу же не хотели иметь со мной дело. Так как я только уехала из Нидерландов и выписалась из голландского универа, и еще не успела записаться во французский, статуса студента у меня тоже не было.

А дальше мы получаем такую бюрократическую цепочку:
Я хочу снять квартиру. Для этого я должна записаться в универ и числиться там студенткой. Для этого я должна получить французский вид на жительство. Для этого мне нужно снять квартиру. (Дальше круг можно начинать по-новому и до бесконечности).

Объяснять это агентству было бесполезно, поэтому я еще какое-то время билась с агентством, но скоро поняла, что пора искать кого-то чуть более адекватного.

Я приехала в Страсбург и тупо начала обходить все агентства подряд. За день я прошла что-то около 15 агентств, получив 15 отказов. Вернулась в Германию, подепрессовала денек, нашла очередную хорошую квартиру.

В понедельник в 9 утра, выйдя из душа в полотенце и с мокрой головой, позвонила в то агентство и договорилась о встрече в этот же день. Через 15 минут я уже неслась, что есть сил, на поезд все с той же мокрой головой. В поезде причесалась, привела себя в порядок (насколько это возможно в таких условиях) и через 3 с половиной часа уже была в Страсбурге. Посмотрела квартиру, агент согласился сдать мне квартиру без французского ВНЖ, без студенческого и без гаранта. И уже не следующий день я приехала подписать контракт.

Так бывает всегда: сначала 3 недели ведешь безуспешные переговоры с одним агентством, а потом за 2 дня без проблем подписываешь контракт с другим.

Возвращаясь к студенческому: как это бывает во Франции (и сами знаете где), сколько людей в администрации, столько и мнений по поводу разрешения одного и того же вопроса. Сначала мне с полной уверенностью говорили, что без французского ВНЖ записи в универ мне не видать, а потом вдруг кто-то другой из того же отдела сказал, что ничего этого не нужно и голландский сойдет.

В общем в универ мне тоже удалось записаться.

Глава 2. Получение нового французского вида на жительства
В ноябре истекает срок моего голландского документа, и тут я уже заранее знала, что меня ждет новый увлекательный процесс получения французского ВНЖ.

Обычно, когда ты приезжаешь во Францию, ты едешь по визе, потом оформляешь виньетку ОФИИ, потом делаешь "первый запрос на ВНЖ", и все последующие года уже подаешь документы на "продление ВНЖ".

Тут я знала, что я со своим голландским ВНЖ прерываю цепочку французской бюрократии.

1) Продление ВНЖ - не выходит, так как в прошлом году у меня не было французского ВНЖ, а голландский не считается (привет фундаментальное право ЕС на свободу передвижения людей!).
2) Первый запрос на ВНЖ - тоже не может быть, потому что у меня нету новой виньетки ОФИИ. Виньетки ОФИИ у меня нету, потому что нету визы.

Прихожу в префектуру и рассказываю свою историю. Мне все хором говорят: "Идите делать визу, потом ОФИИ, потом вид на жительство". То есть года прожитые во Франции я теряю, а вместе с ними и возможность получить гражданство через натурализацию.

Я активно сопротивляюсь, привожу аргументы и требую "продления вида на жительство". От меня все устали, поэтому говорят: "Пишите письмо префекту с вашей историей, приложите все документы-доказательства. Что префект решит, то делать и будем".

На следующий же день отправляю заказное письмо с уведомлением. И начинаю ждать. Проходит месяц - молчание. Я волнуюсь, но знаю, что "это Франция, детка, надо действовать".

Прихожу в префектуру с почтовым уведомлением о том, что префект получил мое письмо. Меня ищут в базе и находят: "Ой да, мы получили ваше письмо, и Префект принял решение позволить вам подавать документы на новый ВНЖ, мы просто еще не успели вас об этом еще уведомить". 
Ну еще бы, если бы я не пришла, то получила бы официальный ответ, дай Бог, к декабрю.

Меня отправляют в другой кабинет делать запись на прием по подаче документов. Там я в очередной раз рассказываю свою историю. Мужчина мне не верит, идет в другой кабинет спрашивать, ему там все подтверждают. Он возвращается и начинает мне делать запись на "первый запрос ВНЖ". Увидев это, я снова повторяю детали своей истории и говорю, что префект разрешил мне идти по процедуре "продления", а не "первого запроса". Мужчина снова мне не верит: "Такого не может быть". Снова уходит, возвращается и все равно не хочет оформлять процедуру продления. Говорит: "Давайте вы на всякий случай документы принесете для обоих процедур, а там пусть с вами разбираются".

Да, а еще я предложила принести свой старый французский ВНЖ для доказательства, что он у меня раньше был. На что француз посмеялся: "Да вы что? Зачем? Вы что до сих пор его храните? Я бы его уже давно выбросил в мусорку, он вам больше не нужен".

Ок, я подготовила пакет документов, кроме требуемых документов доложила еще кучу бумажек со всеми подтверждениями моих передвижений, успехов в универе и т.д. Решила взять с собой старый ВНЖ, но так как на сбор документов у меня была одна ночь, я его не нашла. Может я его оставила дома у парня в Германии, либо он просто где-то завалялся. Короче решила идти без него, раз надо мной так посмеялись и сказали, что он мне не нужен.

На следующий день иду в префектуру подавать документы. Встречаюсь с новой женщиной, рассказываю ей свою историю (которую я уже столько раз рассказывала, что текст рассказа помню наизусть). Конечно же, женщина впервые слышит о таком прецеденте, не верит, что я имею право подавать документы. Уходит, возвращается и начинает принимать документы на "первый (чтоб его!) запрос ВНЖ". Вежливо напоминаю ей, что по мне приняли решение, о том что я могу подавать на "продление".

 А дальше у нас состоялся такой диалог:

- Хорошо, а где ваше письмо префекту?

- Письмо префекту в префектуре, я его отправила почтой. Но у меня с собой есть уведомление о доставке.

- Зачем мне уведомление, мне нужно письмо. У вас его нету?

- Вы понимаете, письмо я отправила почтой, у меня его нет. Я могу распечатать текст письма и заново приложить все документы-доказательства

- Нет, распечатанный текст мне не нужен, мне нужно ЭТО ПИСЬМО. Я не могу принять документы без этого письма.

- Откуда вы хотите, чтобы я взяла это письмо? Как оно по-вашему может быть у меня, если я его отправила по почте?

Молчание.

- Хорошо, я пойду спрошу у заведующей.

Возвращается и говорит: "Мы проверили в базе, префект подтвердил, что вы можете делать продление ВНЖ".
Ну наконец-таки, блин!

Продолжаю подавать документы. Дальше выясняется, что банк забыл поставить печать и подпись на выписке со счета. Ок, сейчас съезжу за печатью.

А где ваш старый французский ВНЖ? Рассказываю то, что мне сказал мужчина, и объясняю, что я его вчера не нашла у себя. Женщина: "Тогда вы не сможете оформить продление". После недолгих препираний, она уходит к заведующий и возвращается с новостью: "Ок, вы оформите декларацию о потере старого ВНЖ, раз у вас его с собой нет".

Ладно, ладно. Пусть будет по-вашему. Хотя я почти уверена, что он не утерян, но легче оформить потерю.

Закончила процесс подачи. Дальше следовала процедура отпечатков всех пальцев обоих рук. Там в очередной раз рассказала всю свою историю от и до. Со мной никто не стал спорить. Сотрудник лишь искренне удивился, как мне удалось провернуть такую фишку с Эрасмусом.

В конце темного туннеля меня ждала встреча с той самой заведующей, к которой все непрестанно ходили и спрашивали, что со мной делать.
 Я к ней пришла и сразу сказала, что "я та самая заноза в попе девочка, у которой необычная ситуация, Эрасмус, русское гражданство и голландский ВНЖ". Мы посмеялись, и я порадовалась, что мне хоть в этот раз не нужно было ничего доказывать. Подписали все документы и заведующая выдала мне мой временный документ "récépissé".

Осталось подождать оформления самого ВНЖ и моя расплата за Эрасмус, я надеюсь, будет окончена. Впрочем, оно того стоило.


Апдейт. Забыла написать конец:

Собравшись уже уходить, я вспоминаю, что мне велели оформлить декларацию о потери ВНЖ у заведующей. Типа без этого, нового ВНЖ мне не дадут. Я сразу же напоминаю об этом заведующей, которая уже выдала мне документ.
Она задумалась и сказала: "Давайте договоримся так: вы ваш ВНЖ поищите у себя, если недели через 2 не найдете, то возвращайтесь и оформим декларацию".
Я: "Ок, а если я его найду, то что я должна с ним сделать? Принести вам?"
Заведующая: "Нет, нет, зачем - оставьте его себе, нам он не нужен".


Занавес.

No comments:

Post a Comment